12:00 ТОС до рефоры дожил | |
ТОС до реформы доросОрганы территориального общественного самоуправления (ТОС) в Москве поначалу возникли самопроизвольно, по инициативе жителей. Создавались они не на пустом месте - ростки жилищного самоуправления появились еще в советские времена. Но особенно активно процесс становления территориального общественного самоуправления пошел на заре 90-х годов прошлого столетия. Появлялись все новые и новые домкомы, советы и комитеты самоуправления, территориальные общины, значительное количество их даже регистрировалось на праве юридического лица. Жители, создав органы ТОС, объединившись в инициативные группы, все более настойчиво и требовательно вторгались в процесс совершенствования работы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, добивались возможности контроля за качеством их деятельности, а также влияния на формирование планов социально-экономического развития районов г. Москвы. Надо заметить, поначалу успешно шло и встречное движение - со стороны органов законодательной и исполнительной власти. Были приняты в буквальном смысле слова знаковые законодательные и нормативные акты в поддержку работы самодеятельных органов жилищного самоуправления. Например, был принят Закон г. Москвы от 10 июля 1996 года N 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве». К сожалению, позже он был признан утратившим силу - в связи с вступлением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Создание муниципальных образований и выборы депутатов муниципальных собраний - дело верное и правильное, но почему-то органы территориального общественного самоуправления были при этом как бы отодвинуты в тень. На первый план вышла деятельность муниципальных собраний и муниципалитетов. Но ведь, на мой взгляд, одно другому не мешает. Наоборот, именно тесная спайка, взаимодействие, сопряжение общих усилий могло бы помочь двинуть вперед реформу ЖКХ и реализацию Жилищного кодекса ускоренными темпами, изменить к лучшему дела наши житейские, да и общественные тоже. За последние годы органы ТОС достаточно окрепли, завоевали своими повседневными делами авторитет жителей. Например, наш ДКОС «Велозаводский» при поддержке московских властей и лично мэра Ю. Лужкова отбил рейдерский наскок на ГУП «Велозаводский рынок». Комитет общественного самоуправления «Строгино» защищает права граждан при рассмотрении проектов точечной застройки и прокладки линии метро. Территориальная община «Сокол», совет общественного самоуправления «Сивцев Вражек» самостоятельно и успешно ведут жилищно-коммунальное обслуживание населения. Вот на них бы и опираться муниципалитетам. Однако далеко не во всех районах это происходит. Дошло до того, что кое-где представителей ТОС при обсуждении уставов муниципальных образований даже не допускали на заседания муниципальных собраний, проводили их в закрытом режиме. К чему эти «тайны мадридского двора»? Ведь наши делегаты на таких собраниях могли бы представить немало дельных предложений по совершенствованию работы органов местного самоуправления, отстаиванию ими реальных интересов жителей. Да и сами муниципалитеты могли бы существенно поддержать нас. Например, в отстаивании помещений, которые в свое время были закреплены за организациями ТОС. У многих сейчас их уже отняли. Конечно, такое пренебрежение органами территориального общественного самоуправления задевает нас. Но дело тут не в обиде или личных амбициях. Меньше всего мы печемся о самоутверждении и властных полномочиях, но ведь в определенной степени мы представляем глас народа, защищаем его перед органами исполнительной власти, ДЕЗами и РЭУ, а теперь и управляющими компаниями. Было бы неправильно совершенно «прикрыть» ТОСы, превратить их в кружки по интересам. А между тем такая тенденция появилась. Все реже нас приглашают на совещания, семинары, встречи за круглыми столами, посвященные обсуждению хода реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве. Мы эту тенденцию почувствовали и, естественно, воспротивились ей. Чтобы не потерять чувство локтя, появившееся за последние годы у многих из нас, мы стали организовывать свои круглые столы, практические конференции, посвященные волнующим нас проблемам. В этом году они уже состоялись несколько раз. Участвовали в них представители территориальных общин «Сокол», «Сивцев Вражек», комитетов самоуправления «Западное Чертаново», районов Куркино, Митино, Велозаводский и др. По нашим данным, в Москве более 100 комитетов ТОС и более 780 домкомов (советов домов). Это сила! На таких встречах мы обсуждаем наши общие проблемы, разрабатываем предложения по совершенствованию Жилищного кодекса, по вопросам местного самоуправления, других нормативных актов и направляем их в законодательные и властные органы г. Москвы и Российской Федерации. Здесь же нащупываем точки взаимодействия, векторы общих действий и единения. Например, наш домовый комитет территориального общественного самоуправления микрорайона «Велозаводский» из ЮВАО вступил в ассоциацию комитетов самоуправления Южного округа - мы как раз находимся на границе этих административных образований, а потому у нас имеется немало общих интересов. Восстановлена работа межрегиональной организации ТОС и жилищных объединений. Органы местного самоуправления становятся на ноги, начинают развиваться, и им бы надо более активно привлекать к совместной деятельности органы ТОС. От этого будет только польза общему делу реформирования ЖКХ. Как мне кажется, необходимо обеспечить финансирование не только органов местного самоуправления, но и ТОСов. Озаботиться этим следовало бы Мосгордуме. При Ассоциации муниципальных образований г. Москвы должна действовать секция по координации и развитию территориального общественного самоуправления. Мы, кстати, со своей стороны готовы всячески этому содействовать. При муниципальных образованиях надо обязательно наладить учебу наиболее инициативных активистов ТОСов. Юрий Андрюхов, председатель домкома «Велозаводский» | |
|
Всего комментариев: 0 | |