MENU
Главная » 2008 » Апрель » 26 » ТОС "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000.
17:08
ТОС "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000.

Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000. 

Несмотря на точное определение понятия "территориальное общественное самоуправление" в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то  к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению.

 Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, - это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.

Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не  принимает общеобязательные  решения,  а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.

Правовой статус ТОС в настоящее время отличается от установленного ранее Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".* До принятия Конституции Российской Федерации органы ТОС входили в систему местного самоуправления; местное самоуправление  осуществлялось через представительные органы местного самоуправления, местные органы управления, формы прямой демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления(ст.2 Закона Российской Федерации). В соответствии с действующим федеральным законодательством  органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему. Использование норм ранее действовавшего законодательства без учета их соответствия существующему,  привело к тому, что, несмотря на точное определение территориального общественного самоуправления действующим федеральным законодательством, в законах ряда субъектов Российской Федерации, а также в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, перепутаны понятия местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. В правовых  документах как муниципального образования, так и органов ТОС, органы территориального общественного самоуправления наделяются властными полномочиями, правом принятия общеобязательных на своей территории актов, хотя  ни сущность ТОС, ни способ формирования этих органов не допускают передачи  органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц.  Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. В рассматриваемых случаях, как правило, основной задачей органов ТОС является исполнение решений органов местного самоуправления, выполнение их функций. При этом полномочия органов ТОС исчерпывающим образом установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, руководители ТОС в ряде случаев после избрания населением утверждаются или назначаются органами местного самоуправления, получают заработную плату в органах местного самоуправления, а иногда и состоят в их штатах, т.е. являются муниципальными служащими. Это определяет направление деятельности таких лиц, их подотчетность, а иногда и подчиненность,  выборным должностным лицам местного самоуправления, а не населению. Фактически, в рассматриваемых случаях органами ТОС называются территориальные подразделения органов местного самоуправления, но эти территориальные структурные подразделения не предусмотрены уставом муниципального образования. Непонимание сущности ТОС приводит к возникновению ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких псевдоТОС,  заменяющих подлинную самодеятельность граждан. Как правило, при такой организации ТОС имеют место и  существенные нарушения законодательства Российской  Федерации, особенно бюджетного, налогового, а также антимонопольного.

Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа,  преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.

Однако при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.

нормативном регулировании территориального общественного самоуправления законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны точно представлять себе рамки такого регулирования.

В первую очередь, как законодательством, так и Уставом муниципального образования, должно быть установлено право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления и  определены гарантии такого права. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется  ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан  по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС  в городах и поселках на территориях дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями.  

Рамочно в законодательстве субъектов Российской Федерации и более детально в уставе муниципального образования должен быть установлен порядок организации и деятельности территориального общественного самоуправления, обеспечивающий гарантии участия в территориальном общественном самоуправлении всех дееспособных граждан, проживающих на соответствующей территории и достигших определенного возраста,**  и легитимность создаваемых органов ТОС.  Общепринято, что собрания граждан как высший руководящий орган  ТОС являются правомочными при участии в них не менее половины граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право на участие в ТОС. Органы ТОС могут избираться на конференции граждан. Нормы представительства на конференции устанавливаются представительным органом местного самоуправления и должны обеспечить жителям возможность избрания делегатов на конференцию из числа граждан, лично им знакомых  (например, один представитель от подъезда в малоэтажном доме, ** либо от квартир, расположенных на одной лестничной клетке в  многоквартирных домах; от улицы с частной застройкой или нескольких домов на такой улице и т.п.). Делегаты не могут назначаться на конференцию органами местного самоуправления или органами ТОС. Конференция считается правомочной при участии в ней  не менее 2\3 делегатов. 

Подготовка собрания (конференции) проводится открыто и гласно. Все жители должны быть заблаговременно оповещены о месте, времени проведения и рассматриваемых на собрании (конференции) вопросах.  Условия оповещения необходимо определить в уставе муниципального образования либо нормативном правовом акте представительного органа местного самоуправления, регулирующем деятельность ТОС.

Органы ТОС создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Структура органов ТОС может быть различна, однако имеет смысл предусмотреть, что высшим органом ТОС является собрание (конференция) граждан, имеющее(ая) исключительную компетенцию по определению целей и основных направлений деятельности, принятию устава ТОС, изменений и дополнений к нему, установлению структуры органов ТОС, утверждению регулярных отчетов о деятельности органов ТОС, выборам органов ТОС. В том случае, если органы ТОС имеют обособленное имущество, финансовые и иные средства, занимаются хозяйственной деятельностью, должен быть избран (сформирован) контрольный орган, например, ревизионная комиссия с установленными в уставе ТОС полномочиями.

Выборы органов ТОС проводятся на общих собраниях (конференциях) граждан по месту их жительства. Действующей до принятия законов субъектов Российской Федерации ст.82 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" допускается возможность избрания органов ТОС на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Надо, однако, учитывать, что  возможность проведения на этих принципах выборов органов ТОС не предусматривается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поэтому требуется дополнительное законодательное регулирование данного вопроса..

Порядок проведения выборов органов ТОС согласовывается представительным органом местного самоуправления. Сроки и порядок согласования определяются нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.  Органы местного самоуправления могут выделять за счет собственных средств финансовые и иные ресурсы для проведения выборов органов ТОС, а также для организации их деятельности. Порядок и условия выделения ресурсов должны быть определены уставом муниципального образования. 

ТОС должны иметь устав. Требования к уставу определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В любом случае в уставе должны быть указаны цели и порядок деятельности ТОС, органы ТОС, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, сроки и порядок созыва и  проведения собраний (конференций) граждан, порядок приобретения и распоряжения имуществом и финансовыми средствами ТОС, порядок принятия устава и внесения в него изменений (дополнений), порядок прекращения деятельности ТОС.  

Органы ТОС подлежат регистрации. Обычно регистрация органов ТОС проводится в органах местного самоуправления. В уставе муниципального образования должны быть указаны орган, осуществляющий регистрацию ТОС, порядок регистрации и основания для отказа в регистрации ТОС.

В соответствии с уставом муниципального образования органы ТОС могут наделяться правами юридического лица. Порядок и основания приобретения органами ТОС прав юридического лица, как это ни странно, вызывают много вопросов. Не редки случаи, когда органы ТОС вынуждены проходить регистрацию в органах юстиции как общественные объединения, которыми они, как было сказано выше, не являются. В какой же форме и в каком порядке должны регистрироваться органы ТОС?

Как установлено Гражданским Кодексом Российской Федерации, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

ТОС является некоммерческой организацией. В настоящее время для некоммерческих организаций отсутствует единый порядок регистрации и действуют разные законы о порядке регистрации в зависимости от формы, в которой эти организации  созданы. Пунктом 3 статьи 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.  ТОС - особая форма некоммерческих организаций, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Порядок регистрации ТОС как юридических лиц должен быть установлен законом. Анализ норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что нормы о порядке регистрации ТОС как юридического лица должны содержаться в законах субъектов Российской Федерации. Важно обратить внимание законодателей субъектов Российской Федерации на то, что органы ТОС могут быть зарегистрированы как юридические лица лишь в том случае, если уставом муниципального образования, в котором созданы данные органы,  предусмотрена возможность приобретения органами ТОС прав юридического лица. Для признания органов ТОС юридическими лицами кроме прочих условий они должны иметь, в отличие от органов государственной власти и органов местного самоуправления, для которых это условие не является обязательным, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету. 

Таким образом, вопрос о порядке государственной регистрации органов ТОС как юридических лиц должен быть решен в законах субъектов Российской Федерации. 

Особо хотелось бы остановиться на определении компетенции ТОС. Во многих представленных на конкурс материалах компетенция органов территориального общественного самоуправления исчерпывающим образом определена уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Это не может быть признано правомерным, так как органы ТОС осуществляют собственные инициативы населения в вопросах местного значения. Таким образом предмет деятельности - вопросы местного значения - установлен законодательством, обязанности органов ТОС - собственные инициативы-  определяются населением самостоятельно при создании органов ТОС. Законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований необходимо установить лишь права ТОС при осуществлении своей деятельности и во взаимоотношениях с органами местного самоуправления.  К таким правам, по-видимому, следует отнести право самостоятельно определять направления своей деятельности, включая принятие программ деятельности ТОС по социально-экономическому развитию соответствующей территории; право заниматься в установленном порядке предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей; право выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, социально-бытовому и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры за счет собственных финансовых ресурсов или (и) переданных на эти цели органам ТОС по договору с уполномоченными органами местного самоуправления средств местного бюджета; право кооперировать на добровольной основе средства населения  и организаций различных форм собственности для финансирования целевых социальных программ; право определять в соответствии со своим уставом штаты и порядок оплаты труда работников; право обращаться в органы местного самоуправления, вносить предложения в повестку заседаний органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим деятельность ТОС; право выдвижения кандидатов на выборные муниципальные должности; право организации и проведения собраний граждан для заслушивания отчетов депутатов и должностных лиц местного самоуправления о своей работе; право участвовать в составлении и обсуждении бюджета муниципального образования; право участия в публичных слушаниях и другие права.

Формирование территориального общественного самоуправления на принципах, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", еще только начинается. В связи с этим от всех заинтересованных лиц, связанных с организацией и деятельностью ТОС, требуется не только четкое соблюдение законодательства, но и использование положительного опыта  тех муниципальных образований, где ТОСы уже успешно работают. 

 

* Необходимо обратить внимание читателей на то, что действующие до принятия субъектами Российской Федерации законов, регулирующих осуществление территориального общественного самоуправления, нормы названного выше закона применяются лишь в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

**по действующему законодательству в деятельности ТОС  участвуют граждане с 16 лет. Законом субъекта Российской Федерации  минимальный возраст, позволяющий участвовать в ТОС,  может быть установлен иным.

Просмотров: 2118 | Добавил: rudkom | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]